Социальная служба в ГБОУ "Неверкинская школа-интернат" организована для помощи и становления взаимодействия между личностью ребенка и социумом. В основе работы данной службы лежит личностно-ориентированный подход, который означает признание каждого ребенка, уважение его личности, умение увидеть в ребенке то положительное и ценное, с помощью которого можно искоренить имеющиеся в ребенке недостатки. Социальная работа в школе-интернате является одним из самых важных видов деятельности. В связи с этим вся работа с воспитанниками школы-интерната проводится по плану и основывается на документах: «Законом об образовании», «Конституцией Российской Федерации», «Декларацией прав ребенка», Постановлением правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Уставом ГБОУ "Неверкинская школа-интернат".
Служба социальной защиты постоянно стремится искать рациональные пути работы для более успешной интеграции, социализации учащихся, укреплению их здоровья.
Цель социальной службы школы: Социальная защита и реализация прав ребенка, успешное его развитие и адаптация в социуме.
Задачи социальной службы:
-
Психолого-педагогическая помощь учащимся;
-
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников;
-
Развитие ценностных отношений воспитанников к окружающей действительности;
-
Помощь учителям, воспитателям в овладении психолого-педагогическими методами воздействия на личность ребенка, основанных на принципах индивидуального подхода.
Социальная работа предполагает оказание помощи учащемуся в трудных жизненных ситуациях. В ходе работы социальный педагог оказывает необходимую помощь учащимся, реализуя следующие функции: воспитательную, организаторскую, прогностическую, предупредительно-профилактическую, организационно-коммуникативную, сохранно-защитную.
Основные направления работы социального педагога:
-
Организационно-координационная деятельность:
- диагностико-прогнозирование: сбор необходимой информации: изучение личных дел воспитанников; работа по установлению, развитию и совершенствованию социальных связей воспитанников;
- социально-педагогическое прогнозирование – выявление, что реально в данной ситуации можно решать, т.е., определение прогнозируемой ближайшей цели
Социальная служба школы-интерната выступает в роли посредника между воспитанником и социальными институтами: судами, паспортно-визовыми службами, ОДН ОВД, УСЗН, ПФ, отделами ЗАГС, муниципалитетами, профессиональными училищами, военкоматами, ПНД, УФМС, нотариальными конторами, отделами жилищной политики, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, БТИ, и др.
-
Защитно-охранная деятельность:
Защита имущественных и жилищных прав воспитанников; решение вопросов по определению социально-правового статуса ребенка; решение проблем, связанных с выплатой алиментов; оформление пенсий, льгот и т.п.
-
Профилактическая деятельность:
Социальная служба работает по предупреждению возникновения проблемных жизненных ситуаций у воспитанников, содействию создания социально-поддерживающей среды ребенка. Для реализации этой цели:
- совместно с воспитателями разрабатываются планы индивидуальной работы с воспитанниками, где предусматриваются меры по усилению их социальной адаптации как в детском коллективе, так и вне его;
- совместно с Советом по профилактике безнадзорности и правонарушений проводится работа с воспитанниками, находящимися в социально-опасном положении («группа риска»);
- социальная служба ведет сотрудничество с родственниками воспитанников
-
. Организационно-методическая деятельность:
- анализ социально-педагогической деятельности;
- участие в семинарах, работе ПМПК, методобъединений воспитателей, педагогического совета школы;
- изучение нормативных документов и специальной литературы по защите прав и интересов ребенка, опыта коллег;
- повышение профессионального уровня (самообразование, курсы и т.д.)
Работа с выпускниками школы-интерната проводится по направлениям:
-
Организационно-координационная деятельность: работа с паспортно-визовыми службами (оказание помощи в вопросе регистрации по месту полученного жилья), муниципалитетами, оказание помощи при оформлении льгот по ЖКХ, по оплате электроэнергии), военкоматами, ПНД, ЦСО и др.
-
Защитно-охранная деятельность: помощь в оформлении пенсий, пособий.
-
Профилактическая деятельность: контроль за правильным использованием жилой площади, контакты с профессиональными училищами с целью контроля за успеваемостью и посещаемостью и др.
-
Информационно-консультативная деятельность: помощь в налаживании новых социальных контактов; психологическая поддержка при возникновении трудностей во взаимоотношениях в новой социальной среде и других трудных жизненных ситуациях; помощь в налаживании быта.
Основные принципы работы социального педагога:
- принцип взаимодействия – сотрудничество со всеми работниками школы, социальными институтами села, района и области по решению проблем ребенка;
- принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося, педагога и создание условий для саморазвития и социализации личности;
- принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии детей такими, каковы они есть;
- принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны.