Цель психологического сопровождения:
- Содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, их психолого-педагогическая реабилитация с учетом основных особенностей, коррекция имеющихся недостатков развития.
Задачи работы педагога-психолога
- организация психолого-педагогической поддержки воспитанников и педагогического коллектива;
- диагностика и коррекция познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями, определение уровня ближайшего развития;
- психологическая коррекция и профилактика девиантного поведения, помощь учащимся из «группы риска» в исправлении нежелательных форм поведения;
- формирование профессионального самоопределения учащихся, оказание психологической помощи в осознанном и обоснованном выборе профессии;
- разработка методических рекомендаций для педагогов по сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса;
- организация работы с воспитанниками, состоящими на внутришкольном контроле;
- профилактика употребления ПАВ, суицидального поведения, жестокого обращения среди воспитанников школы-интерната.
Основные направления деятельности:
Диагностическая работа
Диагностическая работа педагога-психолога направлена на отслеживание и выявление особенностей психологического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Одной из главных задач в диагностической работе является психодиагностика. Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия создания благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
Коррекционно-развивающая работа
Один из наиболее сложных и ответственных видов деятельности педагога-психолога – психологическая коррекция.
Психолого-педагогическая коррекция – профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье. Обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей.
Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.
Консультативно-просветительская работа
В ходе психологического консультирования оказывается психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.
Просветительская деятельность осуществляется в различной форме (лекции, беседы, семинары и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Психопрофилактическая работа
Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу по преодолению трудностей развития обучающихся.