В школе-интернате продолжает реализоваться проект по развитию стационарозамещающих технологий на базе учебной тренировочной квартиры, в рамках программы «Право быть равным» фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Каждое занятие комплексной программы по подготовке к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГБОУ «Неверкинская школа-интернат» с применением «учебной тренировочной квартиры» «Первые шаги к самостоятельной жизни» включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. На занятиях учащиеся учатся ориентироваться в предлагаемом задании, планировать и контролировать свою деятельность. Вначале педагог руководит деятельностью учащихся, постепенно помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные действия. Это помогает учащимся в будущем лучше адаптироваться в социуме и быту. например: в школе для старшеклассников введены «Часы гостеприимства», на которые ребята приглашают гостей (одноклассников, воспитателей). Меню чайного стола, приготовление и сервировка стола выполняется воспитанниками при косвенном наблюдении педагога.
Интересно организуются занятия с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников. Например, при изучении темы «Торговля» в комнате создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д. Учащиеся в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые.
В старших классах больше внимания уделяется деловой игре. Например, изучая тему «Профориентация и трудоустройство», учащиеся под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом у учащихся. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается, тем больше уверенность учителя, что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость. Решение математических задач прикладного характера на занятиях СБО вызывает интерес у учащихся более чем решение обычных задач
на уроках математики. Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Решению практических задач уделяется особое значение при прохождении тем «Гигиена», «Одежда», «Ведение домашнего хозяйства».
При изучении темы «Питание» педагоги формируют экономические знания и умения у учащихся. Например, после приготовления блюда учащиеся проводят не только дегустацию блюд, но и подсчитывают стоимость приготовленного блюда.
Выполняя практические работы, учащиеся становятся социально взрослее.
|